Женскийдетектив,определившийсовременныйлитературныйпроцесс,возникает

какмассовоеявление–в80-хгодахпрошлоговекаинаходитсявактивнойфазепосегодняшнийдень.Массоваялитература,составляясущественнуючастьлитературногоиобщекультурногопроцесса,имеетособоезначение.Высокаясловесностьпринадлежитодновременнонастоящемуивневременному,отражаяидвижениевремени,итоскупоабсолюту.Вэтомсмысле«зеркалом»,отражающимликмирасего«здесьисейчас»,являетсяименноивпервуюочередьлитературамассовая,рожденная«массами»иразговаривающая сними женаобщем сней языке.

        Наличиемассовойлитературы,какписалещеЮ.Лотман,признакздоровьялитературыикультурывобщем.Связаноэто,впервуюочередь,еепосредническоймиссией:онаосуществляетсвязьмежду«высокой» литературойибеллетристикой.Крометого,немаловажныиееспецифическиезадачи:во-первых,онаимеетпознавательнуюфункцию,предъявляячитателюегоотражениев зеркалевремени.Не менееважнаи«терапевтическая»задача:имея«формульный»характер,массоваялитературасублимируетвозможнуюагрессиюилиинуюкрайность–депрессию.КакпишетМ.Черняк,создаетсвоегорода«компенсациюнеудовлетворенныхжеланийи комплексов».

              Извсехжанровсовременнойлитературынаиболееоткровенным являетсядетектив.Нравственныекоординатыобществавомногомопределяютсяситуацией«преступлениеинаказание»:чтовэтомобществесчитаетсягрехом,ачто–винойпередобществом,какосознаетсясоотношениевиныигреха,какиепреступлениянаиболеечастотны,каковонаказание–всеэтовравноймерехарактеризуеткакэтическоесостояниеобщества,такисамосознание индивидуума.

              Любопытно,чтозападноевропейскаялитератураужепережиламассовыйприход

авторов-женщинв литературу,и дажебеглое сравнениесовременной литературнойситуацииприводитклюбопытнымвыводам:еслидлязарубежнойлитературымассоваякнижнаяпродукцияпредставленапреждевсеголюбовнымироманами,торусскиеписательницы,видимо,всилуспецифичногоразвитиярусскойкультурыновейшеговремени,отдаютпредпочтение жанрудетектива.

Всилусвоейоткровенностиженскийдетективнаиболееоткровенноотражаетвсеизменения,происходящиевобществе,ипотомуотслеживатьменукультурнойпарадигмыестьсмыслименно напримере этого неожиданного длярусскойлитературыжанра.

 

1.      Массоваялитература каккультурныйфеномен. Гендерный аспект массовой

литературы.

 

Понятиемассовойлитературыибеллетристика.МассоваялитературавначалеХХвека.Размываниеграницмеждуэлитарной имассовойлитературами(И.ИльфиЕ.Петров,В.Каверин,ВКатаевидр.).Значимостьотсутствияпонятиябеллетристики в советскойлитературе.

Гендерныйаспектвмассовойлитературе.Важнейшеетеоретическоеположениеприизучениигендерныхпроблем–этопредставлениеорелигиозности

языка(1)игендернойзначимостиженщинывдопросветительскихкультурах.Актуализация«женского»вопросаврусскойлитературевторойполовины19века:реабилитацияпадшейженщинывпоэзии Некрасова;возвышениеженскогохарактерапосравнениюсмужскимуТургенева;уравниваниеженщинывправахсмужчинамивроманеЧернышевского;наконец,сосредоточениевсехнюансовзагадочнойрусскойдушиименновобразеженщины(НастасьяФилипповна)втворчествеДостоевского.

ГендернаявспышканаисходеХХвекаиеезначениедлякультурывцелом.Понятиеженскогоавторства.«Неразличимость»мужскогоатворстваиакцентуацияженского.

2.      Жанр детективав современной масслитературе.

Историческаяобусловленностьвозникновенияжанрадетектива.Детективи

«высокая»литература.Оформлениежанрав романтическуюэпоху:Э. По и

«романтизированный»сыщик.Эстетикаужасноговвосприятии«чистогоразума»:образДюпена.Поэтика«закрытойкомнаты»и «развенчание»таинственного.

Прагматическийпериодклассическогореализма:преступлениекак«хаос»,претворенныйсыщикомв«космос»-торжестворацио.ОбразШерлокаХолмсаидоктораВатсона.ДюпениХолмс–типсыщикавразныхэстетическихсистемах.Сыщики«второй»-необходимость«посредника»:«автор»и«читатель»вперсонажнойсистеме.

РоманистикаАгатыКристи:ЭркюльПуаро–сыщик-психолог.ОбразмиссМарпл–  первая«сыщица».Акцентуацияженскогоначала:любопытство,

«домашность»,будничность(вязание ибытовой и мифологическийаспекты).

Русскийженскийдетектив:вариантысыщицы-любительницы.

3.      Классический детектив– теория жанра.

Генезисжанра:миф–трагедия–мелодрама–детектив(ситуация–познание–узнавание–знание).Другаяветвь:миф–сказка–мелодрама–детектив. Обязательностьсчастливогофинала в классическом детективе.

Структурадетектива:преобразованиелинейногоповествования(ретроспекция).ТеорияБ.Шкловского:сюжет-загадка,чтениекаквосстановлениехронологическогопорядка событий.

ТеорияЮ.Щеглова:совмещениеиварьированиеосновнойтемы.Основнаяи вставнаяновеллы;мирХолмса-Ватсона и мир«внешний».Необходимость

«второго»  героя–  условиедиалога  и  гарантияпонимания.Особенность

«Ватсоноподобного»персонажа:простодушен,доверчив, храбр, но недальновиден.

 

«Одиночество»    современной    сыщицы    как    совмещение    «Холмса»    и

«Ватсона».

 

4.      Иронический жанр в системежанровыхмодификаций(криминальный роман,

политическийдетектив,action,психологический детектив)

Жанровыеразновидностидетективногоромана:криминальный(полицейский,выполняющийсвоюработу),напервомплане–преступлениеиегораскрытие;политический(сюжет,строящийсянаполитическихиграх,чтовлияетнадвусмысленнуюразвязку),т.н.action,гденапервомпланепогони,драки,слежкиит.д.Работаумасменяетсянафизическуюактивность,исчастливыйфиналдостигаетсяценойупорстваитерпения.Впсихологическомакцентделаетсянаанализемотивовиреконструкцииличностипреступника.

Вовсехслучаяхчитателюинтересно,чтопроизойдетдальше.ВироническомдетективеХмелевскойинтерессинтригипереключаетсянаинтересксамомуповествованию:главноенето,чтопроизойдетдальше,акакэтобудетописано.Изменениеструктурыповествованияпринципиальноменяетпараметрыжанра.

 

5.      Романистика И. Хмелевской

ЯркаяновацияХмелевской– это«отождествление»автораи героя,что создаетособуюдоверительную интонацию.Хмелевскаясоздалановыйстиль, гдеюмор настолькоглубокопроникаетвповествование,чтодетективноерасследованиеперестаетбытьсамоцельюпроизведения,обеспечиваетавторуогромныетиражииармиюпоклонников.Дляееромановхарактерныследующиеособенности:сюжетстроитсянаслучайностях,нафантастическихсовпадениях;отношениекврагамгероинистратегическиправильное:онаоцениваетихнеэмоционально,арационально,чтоиприводиткжеланнойпобеде.Деятельныйчеловек,неспособныйнауныние,онавлюбойситуации,дажесамойбезнадежной,например,вподвалезамка,выбираетдействие.Иронизмпроявляетсяивприобщениичитателя,читающегокнигу,безусловновкомфортнойситуации,вминутуприятногоfarniente(что подчеркивается втексте),к самойэкстраординарнойситуации.

Таким образом, иронияпронизывает разные уровни:

1.      стиль– диалоги,речьповествователя;

2.      сюжетныеситуации:многомнимыхтрупов,ноприэтомпоявляетсянеобычный типубийцы-неудачника;

3.      герои:всехорошие,ноивсекакбывозможныеубийцы,приэтомвчисловозможныхпреступников–врассужденияхХмелевской-попадаети сама Иоанна Хмелевская.


6.      Современный русскийженский детектив (М.Серова,Т.Соловьева,Д.Калинина,

И.ВолковаП.Дашкова,Т.Устиноваи др.)

В    подавляющем    своем    большинстве    женский   детектив        идет      под    грифом

«иронический»,ножанровыйподзаголовок,естественно,обозначаеттолькотенденцию,нонежанркактаковой,ипреждевсегопредполагаетнеписьмосустановкойнаироническоепереосмыслениетрадиционныхкриминальныхсюжетов,авосприятиеэтогописьмакакнесерьезного.Естьрядавторов,которыеработаютвклассическимключе,спопыткойвыявитьвпреступленииприметывремени–ктакогородароманамтяготеет,например,Татьяна Соловьева, в частностиее роман«Чисто женскоеубийство».

Собственноженскоеписьмоможетсоздаватьсяразнымиспособами–наиболеепростой–инеудачный–вакцентированииженскогоначалачерезвизуальныйобраз,чтоотличает,например,образТатьяныИвановойвроманахМариныСеровой.Образсыщицыстроитсяпреждевсегокаквизуальный,данныйвсобственномвосприятии.Самохарактеристикагероининагранинарциссизма,чтоподчеркиваетлексическийуровень,доминантукоторогосоставляетвысокочастотноеупотреблениеличногоместоименияяи всехегопроизводных– это«примитивный»детектив.

Ещеоднаразновидность–«смешныедетектив»,представительэтойжанровоймодификации–ДарьяКалинина.Подобныйподзаголовокпредупреждаетлюбителейклассическогодетектива.Женскийдетективформируетособыйтипчитателя,склонноговстрашномвидетьсмешное,т.е.рассчитывающемнестольконадетектив,скольконаавантюрно-приключенческийроман.Такимобразом,всферудосюжетногознаниявходитустановканаклассическийжанр,модифицированныйженскимвидениемивосприятиеммира.Посути,этороманнаяформадекларацииженщины,живущейкакбыпоестественнымзаконамприроды.Вромане«Правилажаркогосекса»образыКирыиЛесиповеденческивписываютсявстереотипт.н.женскогоповедения:ониимпульсивны,нелогичны(свиданиепоанонимнойзаписке,т.с.вслепую),любопытныбольше,чембоязливы.Онивидятсвоепредназначениетольковженскойсфере,понимаемойнегендерно,ноподчеркнутобиологически.Вэтомсмысле,какэтонипарадоксально,женскийдетектив,внекоторыхегоизводах,естьявлениенегендерное,аантигендерное.Другоедело,чтоироническийдетективстроитсяподчаснаэксплуатацииширокотиражированныхпредставленийоженщине,строясвоиобразыкакироническоеобыгрывание штамповмассовогосознания.

Можновыделитьит.н.пародийныйдетектив,ккоторомуотносятсядетективыИ.ВолковойиГ.Куликовой.Так,например,романВолковой«Флиртсдьяволом»строитсякакпародиянаподлинныечувства:ПредсмертныйКошмар,вмирумладшийОболенский,


бросилотца, но скорбит по мотоциклу.Втойжелогикевыстраиваетсяосновнаясюжетнаялиния:Харитонбросилродину,новдалиотнееиспытываетострыйприступпатриотизма,принявшийвесьмапричудливыеформы.РоманВолковойсталмужскойверсиейсказкиозамарашке,счастливоперебравшейся во дворец.

РоманКуликовой«РукопашнаясКупидоном»ирониченпреждевсегопоотношениюктакимофициознымструктурам,какгосударственнаябезопасность.ПолковникДубняксоздаетгруппу«У»,подразумеваяподней«убогую»,т.к.онсобралвнейнепрофессионалов,аполучилась«ударная»:группа«простодушных»обошлавсепреграды и победилавсехмаститых–по сути,это классическая«комедияошибок».

Наконец,оченьпоказательныроманыТ.Устиновой,написанныепооднойсхеме:веесюжетахестьизависть,илюбовь,иревность,приэтомвсеподановкрасивойупаковке.Крометого,унеесложиласьустойчиваямодельсюжета,вкоторуюпомещаютсяопределенноготипагерои,принекоторомизмененииантуража.Основнаяпарагероев–ОниОна–неимеютсамиотношениякмирукриминала,нооказываютсявтянутымив«разборки».Он,какправило,богат,Она,какправило,красиваиинтеллигентна. Вфинале– криминалпобежден, обабогаты исчастливы.Схемасюжета обинтеллигентнойЗолушке,обретшейпринцапослеразных«страшилок»криминальногохарактера,сохраняетсяпрактически во всехроманахписательницы.

Устиноваможетпоправусчитатьсебяродоначальникомособойветвирусскогокриминальногоромана– онасоздала гламурный детектив.

7.      Романистика А.Марининой:междуклассическими женским детективом.Настя

Каменская и ТатьянаТомилинакак двеипостасиalteregoавтора

ЭрутотальногоженскогодетективногописьмаоткрываетА.Маринина.Еедетективызанимаютпограничноеположениемеждуклассическимит.н.женскимдетективом.Хорошовыстроеннаяфабула,т.е.сведениеконцовисохранениевсехфабульныхлиний,функциональнооправданных,безусловно,роднитеероманистикусклассическимиобразцамижанра.Наибольшаяудачаписательницы–этосерияоКаменской:всероманыстроятсяпоопределеннымпринципам,отражающимкакэстетическиепристрастияписательницыАлександрыМарининой,такимировидениеюристаМариныАнатольевныАлексеевой.Поэтомувкачествеаналитическогоматериаламожновзятьлюбойроман,явыбралатритекста–«Играначужомполе»,«Убийцапоневоле»и«Мужскиеигры»,вкоторыхпересечениегендерныхи«культурных»аспектовнаиболеерепрезентативно.Во-первых,всеэтитекстыобъединеныобразомКаменской,«сыщицы»,иЭдуардаДенисова,«вора».Во-вторых,нарядусважнымиидля


жанра,идляэтикивцеломпонятиямипреступленияинаказания,грехаивозмездия,

возникает стольнеожиданная вданном контексте категория, какигра.

ГлавнаяудачаМарининой–АнастасияКаменская-вопределенномсмыслеестьпродолжениеклассическихтрадиций,вчастности,образамиссМарплАгатыКристи.Ноприэтомсравнениедвухдам-сыщицпоказываетиновацииМарининой.МиссМарпл–яркийобраз,запоминающийсяблагодарянеобыкновенномусочетаниюострогоумаизауряднойвнешности.Напервыйвзгляд,это–милаястарушка,чейпочтенныйвозрастисключаетозабоченностьгендернымипроблемами.Аданьюженскомуначалустановитсявязание–образ,претендующийнасимволичность:старушкаспособнаразвязатьлюбойузелокисвязатьвоединовсеконцы.РешениесоздатьженскийаналогЭркюляПуаро,очевидно,быловызванонеборьбойзаженскиеправа,астратегиейповествования–создатьобраз,которыйминимальноассоциируетсясоспособностямираскрыватьтайны.Имаскастаройдевынеменееудачнаянаходка,чемсутанаотцаБрауна–функциональноони равноценны.

ОбразКаменскойсоздаетсятожевлогикепарадокса,нонаиномуровне:внешненевыразительная,онавэтомсмыслекак бынаследует традицииобразамиссМарпл;сходствосохраняетсяивпланеасексуальности:длягероиниКристиэтасфераотношенийнеактуальнавсилувозраста–героиняМарининойпредставляетсобойтотредкийтипженщин,которыежертвуютсвоейженственностьювоимячего-тоболеедлянихважного

–вслучаесКаменскойэторабота.Пожалуй,наэтомихсходствазаканчиваются,обнаруживаяразличиястолькосерьезные,чтоКаменскуюпоправуможносчитатьновымтипомгероинидетективногожанра.

ЕслиКаменскаявовсемподчеркиваетследованиепринципамунисекса,товТомилинойподчеркиваетсяименноеемощноеженскоеначало(«Черныйсписок»):несмотрянасвоюнемоднуюполноту,онаобворожительна,сексуальна,притягательна.Онанеразбывалазамужемисовсемимужьямисохраниладружескиеотношения.Притакой«мягкой»внешностигероиняобладаетхолоднымияснымумом,выдержкойисвободновладеетредкимискусствомдиалога–всеэтообеспечиваетейнеизменныйпрофессиональныйуспех.НесомненнаяудачаМарининой–этоКаменская,ноименноТомилина–этоalteregoписательницы,начинаясвнешнегообразаизаканчиваяпрофессиональнымиинтересами,какюридическими, так иписательскими.

8.      «Убийцапоневоле»Марининой– образы и идеи

«Убийцапоневоле»-какформула-фиксируетмомент,акцентирующийсубъектнуюнесвободу    персонажа:классическаядоминантнаялексемадля

«криминальногочтива»- «убийца»- редуцируетсяситуацией«поневоле».Это, свою


очередь,изначальноопределяетобразгероявегоотношениик«преступлению»-это«безвинывиноватый»вварианте«виновный,нонепреступный»,чтосамопосебеделаетситуациюдву-смысленной:заявленсубъект,лишенныйсубъективногоначала.Двусмысленностьже«противопоказана»классическомудетективу,однозначномувсвоихоценках,жесткосформулированныхвстрогоочерченноммиресчеткообозначеннымиграницамидобраизла.РоманыА.Марининойотличаютсяужетем,чтооднозначнаямодельумопостигаемогоивнутреннепринимаемогомирасменяетсядву-,авнекоторыхслучаяхи многосмысленнымиотношениями.

Всюжетномисмысловомцентре–КаменскаяиЧистяков,созданныевлогикеинверсии,противостоящейпсихо-лингвистическомустереотипу,-женскийобраз,несоответствующийпредставлениямо женственности,и мужскойобраз, вписанныйв

«женский»контекст.Парадоксальностьэтойпарыбудетподчеркиватьсянапротяжениивсего романаакцентуациейименноженскогообраза,скрывающего свою женственность.

НетолькоКаменскаяпозиционируетсякакследовательновоготипа,ноивтораячастьформулы«сыщикииворы»тожепретерпелаизменения–вдухевремени.Преждевсего,отметим,чтоивор-представительновогопоколения,т.с.интеллектуальныйпреступник,помаленькураспродающийсвоюродину–посходнойцене,даиубийца-тоже необычный,весьма далекий от стандартовЛамброзо, он-«убийцыпоневоле».

Принципиальновданномслучаето,чтоВакар–преступникнепопризванию,непоубеждению,онсовершаетубийствоневаффекте,авсоответствиисложнопонятымчувствомдолга.Храбрыйвоин,любимецсолдат,хорошийотеципреданныймуж,онстановится«убийцейпоневоле»,выполняясвойдолготцаимужа:генералнесумелзащититьсына–ондолженсовершитьактвозмездия.Получается,чтогосударствоневыполнилосвоюнепосредственнуюфункциюнаказаниязапреступление-семьятребуетотмщениязаубийствосынаибрата,совместноониприводятяркуюсильнуюцельнуюличностькполномудуховномукрахуи физической гибели.

9.      Романный мир Т. Поляковой («Как бы нетак»).Сыщик«поневоле».

СхемуромановПоляковой,-этолюбопытнаямодификацияизлюбленногоромантикамисюжетаокатастрофическомстолкновениидвухмиров:герой,представительцивилизованногообщества,игероиняизпатриархальнойсреды(ПленникиЧеркешенка,Печорин и Бэла,ИванТимофеевичиОлеся).В женскомдетективеэтасхемавесьмахарактернопреобразована:теперьгеройпредставляетэкзотическуюсреду,приэтомподэкзотикойпонимаетсянеКавказилицыганы,анекогда«отверженные»,аныне«героинашего времени»-бандиты, в интерпретацииПоляковой –«благородныеразбойники».


ГероиняПоляковой,какправило,образованна,воспитанна,умнаииронична,принадлежитлибокбедномуматериально,нобогатомудуховнослоюинтеллигенции,либо,вкачествеженыбизнесмена,т.е.будучиобеспеченной,можетпозволитьсебезанятияподуше,как,например,в«Строптивоймишени»-изучениекультурымайя.«Он»оказываетсявполноймересюжетнодееспособным:именногерой,вотличиеотклассическойсхемы,спасаетгероинюсвоиммужеством,умомиловкостью,чтоиобеспечиваетhappyend,обязательныйдлясказкииневозможныйвромантическомпроизведении о любвигероев из разных культурныхмиров.

Помимолитературнойродословной,естьиболееглубокий,до-сказочныйподтекст

–этомифологема«красавицаичудовище».Портретгероев,принезначительныхизмененияхсводитсяк  акцентуацииуродства.В  этих  романахгероиня,помимо

«разгадываниязагадки»ипоиска/находки«клада»,выполняетивоспитательнуюфункцию,«облагораживая»бандита,ставшегоееспасителем.ПонятийнаяосноваанализапроявляетгенетическоеродстворомановПоляковойсосказкойимифом.Принципиальноеотличиевмоделимира,котораястроитсянаоппозиции«весьмир»и

«двое»,строитсянаидееспасения–невмире(какуХмелевской,например),авизоляцииотнего.«Красавица»вынужденаотказатьсяотсвоегоимени,как,например,вромане

«Какбынетак»,отсвоейбиографииивдалиотсвоегопривычногоокруженияжитьс

«бандитом»ужеинуюжизнь и в ином мире.

Итак,героиниПоляковой–женщинывовсехсмыслах,биологическомикультурном,ноподчеркнутаяихженственностьобреченапроявлятьсебявгендерномужскойпозиции:онивынужденызащищатьсебя,переходяграницы,допустимыезаконом.Самаситуациявынужденностисоздаетпарадоксальнуюситуацию:онинередкосовершаюткриминальныепоступки,неощущаясебяпреступницами.Иначеговоря,винаихпередобществомочевидна,ногрехананихнет–вэтомубеждаетвесьстройповествования.

10.  «Чегохочетженщина?»Т.Поляковой?

«Дилогия»Поляковой–«Чегохочетженщина»и«Жестокиймирмужчин».Подчеркнутая«гендерность»этихназванийподчеркиваетразницудвухмировкакмировпараллельных.Роман«Чегохочетженщина»-весьмасвоеобразныевариациинатему

«укрощениястроптивой»/«укрощениестроптивого».Главнаягероиняромана,Лада,стольже строптива,скольинезаурядна.Романстроитсякакответназаглавныйвопрос,асюжетсоответствуетпринципутриадности:угероинитрилюбовника,соответственнотризначительныхпериодажизни,три,какобнаруживаетразвитиесюжета,желания.Перваячасть–этопародийныйвариантшекспировскойкомедии,гдебандитЛом«укрощает»


строптивуюкрасавицупоизвестномурецепту.Втораячасть–этомена«укротителей»,игероиняоказываетсястоль же успешной,как иее муж.

КакиуМарининой,УПоляковоймужнаделенженскойпсихикой,ориентированнойнасемью,дом,детей.Ладаоказаласьболеечестолюбивый,чем«ворвзаконе»ипостроилаимпериюпочти«бескровными»методами.Так,вироничномдетективепоявляетсяобразЖенщины-Мироустроительницы.

 

 

11.  Полякова: детив«жестокоммиремужчин».

Именнотакойтипгероини–спасительницысвоегомира–характеренпочтидлявсехромановТ.Поляковой,чтоособеннозаметновроманаходетях(«Интимнепредлагать»).Героиня–Дарья,какобычноуПоляковой,«тонкаяштучка»,т.е.,помимоинтереснойипривлекательнойдлямужчинвнешности,онаобладаетсильныминезависимымхарактером.

Двойственностьсюжетнойстратегии–восприятиеизображенногочитателемивосприятиепроисходящегосамойгероиней-рассчитанананесовпадениереакций,приэтомчитательпредполагаетсяумнееисообразительнеегероини.Так,например,очевидныеухаживанияРодионоваДарья«прочитывает»как изощренныедопросыследователя,какбыподозревающегобывшуюспортсменкуи«грозу»маньяковвубийстве.

Ещеболеесвоеобычнаирония,мягкаяилегкая,котораяпронизываетмир,окружающийДарью. При этомирониянаправлена как намир, так ина самугероиню.

Катастрофаромаеавключенавобыденныйряд жизни и,переведеннаяиз рядаисключительныхвстатусодногоизсобытий,онаперестаетбытьстрашнымпроисшествием,становясьпростотруднымделом.Взгляднауникальное,т.е.единичное,как наобычное,т.е.обыденное,пронизываетвсеуровниромана.Актуализированныймотивдетствапреобразуети«бандитский»планвсистемеперсонажей:полностьюсоответствуетбандитскомуобразутолькоСинийпиджак–единственный,ктонесетидеюагрессиивчистом,беспримесномвидеиктопредставляетреальнуюопасностьдляДарьи:онохотитсязанейитриждыпытаетсяубить.Создаетсявпечатление,чтоДарьяи«Синийпиджак»потомуиоказываютсянепримиримымиврагами,чтоихнеобъединяетобщеедетство;болеетого,этотчеловексглазамиубийцы-единственный,когонесопровождаетниодинизвозможных«детских»мотивов.Иначеговоря,бандитствокактаковоевозникаетименновконтекстезабвениядетствакактакового,асамодетство–знакчистойбезгрешнойжизни,невинной и светлой,какаябывает только в раю.

Мирдетстваознаменованединствомвсегоживого,гдеживотноестановитсястольжеилидажеболеечеловечным,чемнекоторыеhomosapiens.ИсобакаКузя,несомненно,самоеумное и самое«действующее»лицо этойдетективнойистории.

Мирромана«Интимнепредлагать»поделеннадвеконтрастныечасти,гдедоброеначалоодухотворено,азлоеовеществлено:Кузя–благородныйчеловек,аубийца–безымянный«Синийпиджак».Иэтотвзгляднамир,гдеидетборьбасветаитьмы,добраизла,вновьвозвращаетнаскархаическомумироощущению,кмирувегодо-законномбытии,к миру, которымправит незакон, атрадиция, неправо, аобычай.Детствочеловекаидетствочеловечества–пора,неведающаянистыда,нивины,нигреха.ВысокочастотныеобразыдетейидетствокактаковоевроманахПоляковой,нанашвзгляд,персонифицируютсостояниеобщества,которое,утративодинтипкультуры–культурувины, находится встадиипоиска неких«правилдобра».

Другойповороттемы«преступлениеинаказание»представленвромане«Чертасдва».Завязкаромана–ситуация,вполнеопределеннаяисегодняхорошоузнаваемая,это

«обыкновеннаяистория»:потеряденег,перспектививерывлюдейивсебя.Длявосприятиясюжетаболееважно,пожалуй,то,чтоситуация«утраченныхиллюзий»,денегиквартирсразуобрисовываетхарактергероиникакжертвы,чтокакбудтоизначальнонетолькоформулируетконфликт,ноипредрекаетегоразрешение:вколлизии«волкииовцы»АлександраМаксимова,безусловно,«овца».Сюжетдемонстрирует,каксамаситуация«жертву»превращаетв«палача».Онавынужденастать«крутой»,т.к.такойеевидитиспуганныймальчик;онавынужденастать«крутой»,потомучтомальчикупришлосьувидетьубитойсвоюмать.

Особаяпривлекательностьгероинивидитсявтом,чтоонавплотьдосвоеговесьмавзрослоговозрастаживетпозаконамдетства,гдеважнаправдаотдельногочеловека,анечеловечествавцелом,гдезаконыдружбыважнееюридическихзаконов–вотпочемудети,отвосьмидопятнадцатилет,попервойпросьбедруга,неразмышляяинесомневаясьвегоправоте,помогаюторганизовать«идеальноеубийство»,приэтомнетольковюридическихпонятиях–какненаказуемое,ноивнравственномсмысле–этопреступлениевоимяидеала,идеаласправедливости,преступлениерадинаказаниязапреступление.

 

12.  «Сыщики»и«воры»вроманахД. Донцовой.«Ухаиз золотой рыбки»

СовершенноинуюмодельсоздаетД.Донцова.ДляДонцовойсуществуютпонятия

«преступлениеинаказание»,ноониоказываютсяменеезначимыми,чемнеобсуждаемое,нореальноепереживаемоепредставлениеогрехе.Самфакт,чтогероиняберетсянавести


порядок в мироздании,свидетельствуето том, чтоона не веритв решениепроблем

«сверху».Еенаивныеошибки,симпатичноенепониманиеоборачиваютсястремлениемпринести доброхотя бы в«один,отдельновзятыйдом».

РоманыДонцовойпредставляютсобойвесьмапричудливуюкартину:всюжетедетектива мирно уживаютсяэлементыготики(портрет,написанныйсумасшедшей,появляющеесякровавоепятнонанем,повторяющиесяубийствапооднойитойже схеме),водевиля,бытовые сценки, лингвистические миниатюры– короче,полныйжанровыйкич.Сыщица приступаетк своей деятельностине в силу своихпрофессиональныхобязанностейи не потому,чтоона вынуждаемаобстоятельствами,угрожающимиеежизни.Короче,этоненеобходимость–этопотребностьума(стремлениедокопатьсядо

правды)и души(стремление помочьподруге).

Странностьдетективаивтом,чтосюжет,вопрекинеписанымправилам,наполненбогатойфактурой,котораянеимеетпрямогоотношенияккриминальнойфабуле,новажнадлясюжетакакконцепциидействительности.АдвокатскоеделоАркадияпозащитевораГригорияКовровазаканчиваетсянеожиданно:сынДашиприводитподзащитноговдом,потомукактомунекудаидти,ипредлагаетворупомогатьпохозяйству Ивану.(«Ухаиззолотойрыбки»)Позжеегоматьприводитдомойбездомнуюдевочку,брошеннуюродителямитакдавно,чтоонауженепомнитточносвойвозраст,мотивируясвойпоступоктакже,какАркадий:ейнегдежить.Происходитвстречадвух«миров»,какуПоляковой,носюжетныйходинверсируется:умные,добрые,интеллигентныедамывроманахПоляковойвынужденыпринятьзаконычужогоимкриминальногомираиначинаютвестисебяпонавязаннымимправилам,причем,какправило,весьмауспешно.Донцовазаставляетгероевкриминальногомирапринять«правиладобра»,отречьсяотзаконов«войны»,подчинившисьусловиям«мира».Так,выразителенэпизодворовстваГришейкерамическойсобачки,чтобысделатьприятноеДаше:огорчившись,чтоонавседеньгипотратиланаегоэкипировку, бывшийвор решилиспользоватьсвоемастерство.

Романныйсюжетвключаетвсебяизбыточнуюдляфабулы,нонебезынтереснуюдлякриминальнойситуацииинформацию–устройствополиграфа,например.Ктомужерядуможноотнестинехарактерныедлядетектива,ноуместныедляпопулярной,общеобразовательнойлитературысноски.Сначалаписательницаприбегаеткнимкаккобязательномудляцикловспереходящимигероямиуказателю.Затемувлечениеимиприводитк профессиональномукурьезу,когдапрежняяпрофессия–преподаватель–начинает проявляться вновой, писательстве.

Приэтомдоляэтихпрорывовоткриминалакпросвещениюотраннихкпозднимроманамувеличивается,создаваявпечатление,чтоавтор,приучивчитателякжанрупочти


«рождественскойсказки»,постепенноувеличиваетинформативнуюдозу,чтобы«учить,развлекая».

Читатель,привыкнувкпростодушномугерою,которыйдаетвозможностьпочувствоватьсебявролиедвалинеШерлокаХолмса,незаметнодлясебяоказываетсявролиученика,познающегоазыотечественнойкультуры.ДарьяДонцовасоздаетчисторусскийвариантженскогодетектива–иэтонестолькоиронический–внембольшекомедийного,особенновсравнении,например,сроманистикойТ.Поляковой,значительноближекжанру,заложенномуещеИ.Хмелевской,инегибридавантюрно-криминальногослюбовным,какимявляетсяподавляющеебольшинстворусскогоженскогодетектива,такимспецифическимобразомвосполняющегожанровуюлакунуврусскойсловесности-отсутствиелюбовногороманакаксамостоятельногожанра.ДарьяДонцовасоздаетоксюмороннуюструктуруморально-просветительскогодетектива.

 

 

13.  Четыре проекта Д.Донцовой: от идеиполезного к идее доброго

 

 

ГероиниДонцовой–ДашаВасильева,ЕвлампияРоманова,ВиолаТараканова–находятся,какправило,внекриминальнойситуации,нонеотчуждаютсяотнее.Женщиныразныхбиографий,онипринадлежаткодному,интеллигентскомукругуикодномупсихологическомутипу.Рассеянные,наивныеидобрые,героиниДонцовойкажутся«простодушными»вмире«хитрыхрабов»и«хвастливыхвоинов».Это,видимо,принципиальнаяпозицияавтора–максимальноприблизитьнесведущегочитателякгерою,пытающемусяразгадатьтайну.Введениевкачествесыщика «простодушного»самопосебеиронично.Сампроцессразгадываниятайнысодержитвсебенестолькопобедыитриумфы,сколькоошибкиипоражения,чтопозволяетчитателюпочувствоватьсебяболееискушенным,чтоопределяетиособоеотношениекгероинямромановДонцовой–искреннеесочувствиеисимпатияилегкоечувствособственногопревосходства,чтоумеломоделируетсяавтором.ВотличиеотгероиньПоляковой,бегущихот«жестокогомирамужчин»,героиниДонцовойпринимаютмир,видявнемвозможностьсправедливогонаказания иторжества добра, и остаютсяв нем.

РоманыДонцовойпредставляютсобойвесьмапричудливуюкартину:всюжетедетективамирноуживаютсяэлементыготики(портрет,написанныйсумасшедшей,появляющеесякровавоепятнонанем,повторяющиесяубийствапооднойитойже схеме),водевиля,бытовыесценки,лингвистическиеминиатюры–короче,полныйжанровыйкич.Неизменнымостается«простодушный»герой.


ОбщееуТ.ПоляковойиДонцовой:всилуприверженностиавторакжанруироническогодетектива,поляковскийобразсоотноситсястем,чтовдревнегреческойкультуреназывалсяэйроном,т.е.ироником,аналогомкотороговрусскомфольклоресталИванушка-дурачок,которыйспасалумных.Итотфакт,чтовХХвекегероемдетективаироникомсталженскийаналогрусскогонациональногосказочногогероя-спасителя,представляетсявесьмапоказательным.

 

 

14.  Женскийдетективкаккультурноеявление

 

 

Массоваялитератураивотсутствиеэстетическихдостоинств,несомненно,имееткультурологическоезначение:каквзеркале,онаотражаетсостояниеобществаиегонадежды.Кдетективусказанноеотноситсявполноймере.Егонравственныекоординатысводятсяксхеме«преступлениеинаказание».Идажееслидетективнепредназначендлярешенияэтихпроблем,онфиксируетихбытованиевмассовомсознании:чтовобществесчитаетсягрехом,ачтопреступлением;какосознаетсясоотношениевиныигреха;неизбежно линаказание.

ТрадиционныйповнешнимпараметрамдетективМарининойпривнимательномпрочтенииобнаруживаетсерьезныеизменениявсвоейжанровойтелеологии.Так,взаимопроникновениемиров,представлявшеесявтрадиционномдетективеневозможным,лишаетидеюнаказанияопределенностииоднозначности.Иформула

«сыщикииворы»,т.е.фабульныйуровень,теряетхарактерпротивопоставления.Параллельнопроисходитнеменееважноесемантическоесмещение:вместоправовогопонятия«наказание»инравственного«месть/возмездие»актуализируетсявнеморальнаякатегорияигры,лишающаякартинумираподлинностии непредполагающаякакого-либоэмоциональногооткликалибонравственнойоценкичитателя.

ИнуюмодельсоздаетТ.Полякова.Чрезвычайноважнарадикальнаяменаразвязкитрагедийнойнасказочную–детективПоляковойиформируетсямеждутрагедиейисказкой.Гендернаязначимостьееироническогопереосмысленияклассической формызаключаетсяименновэтомпретворениикровавойситуациивhappyend,поражения–впобеду;романтическийсюжетвэтойироническойверсииперекликаетсясисториейПигмалиона,опять-такигендерноинверсированной,аобаэтихустойчивыхсюжетауходяткорнями в мифологему «красавица и чудовище».

АнализтекстовотчетливопроявляетгенетическоеродстворомановПоляковойсосказкойи мифом– принципиальноеотличиезаключаетсяв модели мира,которая в


современнойверсиистроитсянаоппозиции«весьмир»и«двое»ибазируетсянаидееспасения–невсоциуме,авизоляцииотнего.«Красавица»вынужденаотказатьсяотсвоегоимени,от своейбиографиии вдалиот своего привычногоокруженияжить с

«бандитом»ужеинойжизньюивиномпространстве–сомнительнаяпобеда(роман«Какбынетак»).Впрочем,приобщая«дикаря»кроднойкультуре,героинядобиваетсястольсокрушительногоэффекта,что«чудовище»теперькажетсяей«красавцем»–такпоявляетсяоксюморонныйобразкрасивогочудовищаиличудовищногокрасавца,чтоиопределяетвесьма ироничныйфинал.

Надосказать,чтоивнеэтоймифологемыобразбандита–какперсонажаопределеннойпрофессии–продолжаетреабилитироваться,причем,еслиуМарининойтип«благородногоразбойника»–скореечастныйслучай,тоуПоляковой–почтизакономерность.Такрождаетсянеобычныйжанровыйгибрид,каклюбовно-детективныйроман.ГероиниПоляковой–женщинывовсехсмыслах,биологическомикультурном,ноподчеркнутаяихженственностьобреченапроявлятьсебявгендерно-мужскойпозиции:онивынужденызащищатьсебя,переходяграницы,допустимыезаконом,исовершатькриминальныепоступки,неощущаясебяпреступницами.Болеетого,будучи«убийцамипоневоле»,героиниПоляковойнеиспытывают, подобноКаменской,нисомнений,нираскаяния;онинеаморальны–онивнеморальны,исказочныеаллюзиивсвязисэтойлогикойприобретаютособыесмыслы–этоописаниеобществав«догосударственный»период, когдазаконовеще нет.

УжесталотрадициейопределятьжанрДонцовойкакироническийдетектив1,но

ужепервичное,т.е.досюжетное,восприятиеобращенонекуму,какирония,акнепосредственнойрецепциивнерациональногохарактера–этопочтиподсознательнаясфера,формирующаясявдетстве.Комизми возникает настыкесовременныхреалий(доллар,пропеллер)исказочныхобразов(папаКарло,гарпия,царьГорох).Соответственно,интрига–вжеланииузнать,ктоизачемтакпошло-прозаическипоступаетсосказкой,котораянекаждомувыпадаетвжизни,иглавныйвопроснекто?(вопросдетективногожанра),аименнозачем?(вопроссудьбоносный,неимеющийпрямогоотношенияккриминалу,еслитолькоречьнеидетомотивации),ибоцельздесьнепростонеясна–онадискредитируетсяабсурдностьюзаглавногообраза.Рецептивныйинтерес,спровоцированныйзаглавием,направленнаигровуюстихию,аненакриминалистику–вэтом,возможно,изаключаетсяобаяниепсевдодетектива.Нотемсамыминтересстого,чтопроисходит,переключаетсянато,какобэтомрассказывается.

 

 

1См. об этом: Веселова Н. Донцова какХмелевская: модель жанра и автора детектива. //Утопияинтеграции?Тверь–Варшава.2006.


Иначеговоря,сюжетразвивается,каксформулировалещеБ.Эйхенбаумвработе«Каксделана“Шинель“Гоголя»,всказовойманере.Этимиобъясняется«вторичность»фабулы,что в классическом детективев принципе невозможно.

То, чтодемонстрируетженскийдетектив,естьсвидетельствосовершившейся

«перестройки»–культурнойпарадигмы,утратившейопределенность,втомчислеиотношениипроблемы«человекизакон».Каменская,оперируяюридическимипонятиямипреступлениеинаказание,приходитикосмыслениюнравственныхпонятий,такихкакгрех,местьивозмездие,т.е.техпонятий,которыеневсегдапрямосоотносятсясправовымикатегориями.

РоманыПоляковойразвиваютсявпространствекакбыбезгосударственногоуправления–этомир,гдеактивнодействуютбандитыразныхформацийигдемилиционерымалочемотличаютсяотпреступников.Вместесгосударственнымиструктурамиисчезаютипонятия«преступлениеинаказание»идаже«сыщикииворы».Нравственноедвижениеуходитвсказочныевремена,когдаморальтолькоформируется.ГероиниПоляковойнезнают,чтотакоегрех,соответственно,неиспытываютпотребностивпокаянии.Ноонинепереживаютиотом,что,возможно,их«маленькиетайны»станутшироко–илидаженеочень–известны,чтоонибудутпреданыпубличномупоруганиюи/илиосмеянию.Иначеговоря,насменукультурыгреханепришлакультурастыда,иРоссияоказаласьвпространстве«культурного»ничто,определяющегобытиелюдей,оказавшихсябезверы и внекультуры.

ГероиниДонцовойнерассуждаютопреступлении,принимаяфактеговозможностикакданность.Этанаивностьвзглядаоправдываетсясостояниемобщества,оказавшегосянаперепутье.Однако,осознаваясебяженщиной,героиняДонцовойпреждевсеговидитсебяпреждевсегохранительницеймира.И,какчеловеккультуры,онапонимаетсвойдолгвтом,чтобыследоватьпростымивечнымистинам,призываячитателя к«милосердию».

Найважливіше
з теорії детективу!

Знайомтеся з цікавими статтями і доповнюйте рубрику своїми теоріями та практичними історіями. Чекаємо на ваші листи за адресою: lit-jur-dnipro-zav.proza@kas-ua.com

Читати журнал "Дніпро" Статті

ОГОЛОШЕННЯ

До уваги передплатників!

Друкована та електронна версії журналу «Дніпро» виходять щомісячно!

Передплатити журнали можна:

на сайті:
www.dnipro-ukr.com.ua;

за телефоном:
(044) 454-12-80;

у відділеннях «Укрпошти».

ЦИТАТА ДНЯ

«Текст – це лише пікнік, на який автор приносить слова, а читачі – сенс»

(Цвєтан Тодоров)

УВАГА!!!

Пропонуємо всім охочим узяти участь у написанні літературно-критичних статей про нобелівських лауреатів.

Чекаємо на ваші роботи про Томаса Еліота до 31 липня 2016 року.

Найкращу статтю буде опубліковано на сторінках журналу.

Роботи надсилайте за адресою: lit-jur-dnipro-zav.proza@kas-ua.com (із позначкою "Нобелівка").