Некоторые виды детективов
Детектив закрытого типа
Поджанр, обычно наиболее строго соответствующий канонам классического детектива. Сюжет строится на расследовании преступления, совершённого в уединённом месте, где присутствует строго ограниченный набор персонажей. Никого постороннего в данном месте быть не может, так что преступление могло быть совершено только кем-то из присутствующих. Расследование ведётся кем-то из находящихся в месте совершения преступления с помощью остальных героев.
Данный вид детектива отличается тем, что сюжет в принципе исключает необходимость поиска неизвестного преступника. Подозреваемые налицо, и работа сыщика заключается в том, чтобы получить об участниках событий как можно больше сведений, на основании которых можно будет выявить преступника. Дополнительное психологическое напряжение создаётся тем фактом, что преступником должен оказаться кто-то из хорошо известных, находящихся рядом людей, никто из которых, обычно, не похож на преступника. Иногда в детективе закрытого типа происходит целая серия преступлений (обычно — убийств), в результате которых количество подозреваемых постоянно сокращается. Примеры детективов закрытого типа:
- Эдгар По, «Убийство на улице Морг».
- Сирил Хэйр, «Чисто английское убийство».
- Агата Кристи, «Десять негритят», «Убийство в „Восточном экспрессе“» (и практически все произведения).
- Борис Акунин, «Левиафан» (автором подписан, как «герметичный детектив»).
- Леонид Словин, «Дополнительный прибывает на второй путь».
- Гастон Леру, «Тайна жёлтой комнаты».
Психологический детектив
Данный вид детектива может несколько отступать от классических канонов в части требования стереотипного поведения и типичной психологии героев. Обычно расследуется преступление, совершённое по личным мотивам (зависть, месть), и основным элементом расследования становится изучение личностных особенностей подозреваемых, их привязанностей, болевых точек, убеждений, предрассудков, выяснение прошлого. Существует школа французского психологического детектива.
- Диккенс, Чарльз, «Тайна Эдвина Друда».
- Агата Кристи, «Убийство Роджера Экройда».
- Достоевский, Фёдор, «Преступление и наказание».
- Буало - Нарсежак, «Волчицы», «Та, которой не стало», «Морские ворота», «Очертя сердце».
- Жапризо, Себастьен, «Дама в очках и с ружьем в автомобиле».
- Калеф, Ноэль, «Лифт на эшафот».
- Болл, Джон, «Душной ночью в Каролине».
Исторический детектив
Основная статья: Исторический детектив
Историческое произведение с детективной интригой. Действие происходит в прошлом, или же в настоящем расследуется старинное преступление.
- Эко, Умберто«Имя Розы»
- Роберт ванГулик, серия Судья Ди
- Агата Кристи«Смерть приходит в конце», «Пять поросят»
- Джон Диксон Карр«Ньюгейтская невеста», «Дьявол в бархате», «Капитан Перережь-Горло»
- Эллис Питерс, серия Кадфаэль
- Энн Перри, серии Томас Питт, Монк
- Буало-Нарсежак«В заколдованном лесу»
- Куин, Эллери«Неизвестная рукопись доктора Уотсона»
- Борис Акунин, Литературный проект «Приключения Эраста Фандорина»
- Леонид Юзефович, Литературный проект о сыщике Путилине
- Александр Бушков, Приключения Алексея Бестужева
См. также Список детективов о дореволюционной России
Иронический детектив
Детективное расследование описывается с юмористической точки зрения. Зачастую произведения, написанные в таком ключе, пародируют и высмеивают штампы детективного романа.
- Агата Кристи, «Партнёры по преступлению»
- Варшавский, Илья, «Ограбление произойдет в полночь»
- Каганов, Леонид, «Майор Богдамир спасает деньги»
- Козачинский, Александр, «Зеленый фургон»
- Уэстлейк, Дональд, «Проклятый изумруд» (Горячий камешек), «Банк, который булькнул»
- Иоанна Хмелевская(большинство произведений)
- Дарья Донцова(все произведения)
- Енэ Рейтэ(все произведения)
Фантастический детектив
Основная статья: Фантастический детектив
Произведения на стыке фантастики и детектива[5][6]. Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, а также в полностью вымышленном мире.
- Лем, Станислав, «Расследование», «Дознание»
- Расселл, Эрик Фрэнк, «Будничная работа», «Оса»
- Хольм ван Зайчик, цикл«Плохих людей нет»
- Кир Булычёв, цикл «Интергалактическая полиция»(«Интергпол»)
- Айзек Азимов, циклы Лакки Старр — космический рейнджер, Детектив Элайдж Бейли и робот Дениел Оливо
- Сергей Лукьяненко, Геном
- Джон Браннер, Квадраты шахматного города(англ.The Squares of the City, 1965; русский перевод — 1984)
- Братья Стругацкие, Отель «У Погибшего Альпиниста»
- Кук, Гленн, цикл фэнтэзи-детективов о сыщике Гаррете
- Рэндалл Гаррет, цикл фэнтэзи-детективов о сыщике лорде Дарси
- Борис Акунин «Детская книга»
- Клугер, Даниэль, цикл фэнтези-детективов «Дела магические»
- Эдгар Алан По— Убийство на улице Морг
- Гарри Тертлдав— Дело о свалке токсичных заклинаний
Политический детектив
Один из довольно далеких от классического детектива жанров. Основная интрига строится вокруг политических событий и соперничества между различными политическими или бизнес-деятелями и силами. Часто бывает также, что главный герой сам по себе далек от политики, однако, расследуя дело, натыкается на препятствие расследованию со стороны «власть имущих» или раскрывает какой-либо заговор. Отличительной особенностью политического детектива является (хоть и не обязательно) возможное отсутствие полностью положительных героев, кроме главного. Данный жанр нечасто встречается в чистом виде, однако может являться составляющей частью произведения.
- Агата Кристи, «Большая четвёрка»
- Борис Акунин, «Статский советник»
- Левашов, Виктор, «Заговор патриотов»
- Адам Холл, «Берлинский меморандум» (Меморандум Квиллера)
- Николай Свечин, «Охота на царя», «Демон преступного мира»
Шпионский детектив
Основывается на повествовании о деятельности разведчиков, шпионови диверсантовкак в военное, так и в мирное время на «невидимом фронте». По стилистическим границам очень близок к политическим и конспирологическим детективам, часто совмещается в одном и том же произведении. Основное отличие шпионского детектива от политического состоит в том, что в политическом детективе наиболее важную позицию занимает политическая основа расследуемого дела и антагонистические конфликты, в шпионском же внимание заостряется на разведывательной работе (слежка, диверсия и т. д.). Конспирологический детектив можно считать разновидностью и шпионского, и политического детектива.
- Агата Кристи, «Кошка среди голубей», «Человек в коричневом костюме», «Часы», «Багдадские встречи» (и большинство произведений).
- Джон Ле Карре, «Шпион, пришедший с холода»
- Джон Бойнтон Пристли, «Мгла над Гретли» (1942)
- Джеймс Грейди, «Шесть дней Кондора»
- Борис Акунин, «Турецкий гамбит»
- Дмитрий Медведев, «Это было под Ровно»
- Николай Далекий, «Практика Сергея Рубцова»
- Ян Флеминг, серия романов про Джеймса Бонда
также: «шпионский боевик»
Полицейский детектив
Описывается работа команды профессионалов. В произведениях этого типа главный герой-сыщик либо отсутствует, либо лишь незначительно выше по своему значению в сравнении с остальными членами команды. В плане достоверности сюжета наиболее приближен к реальности и, соответственно, в наибольшей степени отклоняется от канонов жанра чистого детектива (подробно описана профессиональная рутина с деталями, не имеющим прямого отношения к сюжету, присутствует значительная доля случайностей и совпадений, очень большую роль играет наличие информаторовв преступной и околопреступной среде, преступник зачастую остается неназванным и неизвестным до самого конца расследования, а также может уходить от наказания вследствие небрежности расследования или недостатка прямых улик).
- Эд Макбейн, цикл «87-й полицейский участок»
- Шёвалль и Валё, цикл романов о сотрудниках отдела по расследованию убийств во главе с Мартином Беком
- Юлиан Семёнов, «Петровка, 38», «Огарёва, 6»
- Кивинов, Андрей Владимирович, «Кошмар на улице Стачек» и последующие произведения.
- Эмиль Габорио, цикл о Лекоке
«Крутой» детектив
Название этого жанра — неточный перевод английского англ.hard-boiled(буквально — «круто сваренный»). Этим термином в англоязычной, прежде всего, американской литературе называют поджанр криминального романа, предназначенного для массового развлекательного чтения.
Особенностью жанра является сосредоточенность не на загадке и её решении, а на главном герое и его действиях. Описывается чаще всего детектив-одиночка, мужчина лет тридцати пяти-сорока, либо мелкое детективное агентство. В последние десятилетия появился также ряд произведений, где позицию главного героя занимает женщина, не уступающая мужчинам в навыках и способностях и идущая к цели типично «мужскими» методами (например, серия «Бешеная» А. Бушкова). Главный герой противостоит чуть ли не всему миру: организованной преступности, коррумпированным политикам, продажной полиции. Основные черты — своеобразный, грубоватый авторский язык (изложение может идти от лица главного героя, создавая образ «простого, грубоватого, но честного парня»), максимум действия героя, его «крутости», подлый окружающий мир и честность главного героя, подробные, натуралистические описания сцен насилия. Также практически обязательной является эротическая линия в сюжете.
К «крутому» детективу примыкает также нуар(«чёрный детектив»), отличительной особенностью которого является позиция главного героя — если в типичном «крутом» детективе это сыщик, то в нуаре — кто-то из людей, непосредственно вовлечённых в преступление.
Лучшие образцы жанра психологичны и содержат признаки серьёзной литературы — например, произведения Раймонда Чандлера.
- Дэшил Хэммет, цикл о Континентальном детективном агентстве, «Кровавая жатва» — считается родоначальником жанра.
- Раймонд Чандлер, «Прощай, любимая», «Высокое окно», «Женщина в озере».
- Росс Макдональд— многие произведения.
- Честер Хеймс, «Беги, негр, беги».
- Ли Чайлд, серия книг про Джека Ричера
Криминальный детектив
События описываются с точки зрения преступника, а не разыскивающих его людей. Классический пример: Джим Томпсон «Убийца во мне»
Детектив в кино
Детектив фокусируется на действиях частного сыщика, либо начинающего сыщика, изучающего загадочные обстоятельства преступления путём нахождения ключей к разгадке, расследования, и искусных умозаключений. Удачный детективный фильм часто скрывает личность преступника вплоть до концовки истории, а затем добавляет элемент неожиданности в процесс ареста подозреваемого. Возможно, однако, и обратное. Так, визитной карточкой сериала Коломбостала демонстрация событий с точки зрения как детектива, так и преступника.
Неопределённость часто сохраняется как важная часть сюжета. Это может быть осуществлено с помощью звуковой дорожки, углов постановки камеры, игры теней и неожиданных поворотов сюжета. Альфред Хичкокиспользовал все эти приёмы, время от времени позволяя зрителю войти в состояние предчувствия угрозы и затем выбирал наиболее удачный момент для драматического эффекта.
Детективные повести доказали свою пригодность быть удачным выбором для сценария кинофильма. Сыщик часто является сильным персонажем с ярко выраженными лидерскими качествами, и сюжет может включать элементы драмы, неизвестности, личностного роста, неоднозначные и неожиданные отличительные черты характера.
По крайней мере до 1980-х, женщины в детективах часто играют двойную роль, имея отношения с сыщиком и часто выполняют роль «женщины в опасности». Женщины в тех фильмах часто изобретательные личности, будучи самоуверенными, полны решимости и нередко двуличны. Они могут служить элементом неизвестности как беспомощные жертвы.
Найважливіше
з теорії детективу!
Знайомтеся з цікавими статтями і доповнюйте рубрику своїми теоріями та практичними історіями. Чекаємо на ваші листи за адресою: lit-jur-dnipro-zav.proza@kas-ua.com
ОГОЛОШЕННЯ
До уваги передплатників!
Друкована та електронна версії журналу «Дніпро» виходять щомісячно!
Передплатити журнали можна:
на сайті:
www.dnipro-ukr.com.ua;
за телефоном:
(044) 454-12-80;
у відділеннях «Укрпошти».
ЦИТАТА ДНЯ
«Текст – це лише пікнік, на який автор приносить слова, а читачі – сенс»
(Цвєтан Тодоров)
УВАГА!!!
Пропонуємо всім охочим узяти участь у написанні літературно-критичних статей про нобелівських лауреатів.
Чекаємо на ваші роботи про Томаса Еліота до 31 липня 2016 року.
Найкращу статтю буде опубліковано на сторінках журналу.
Роботи надсилайте за адресою: lit-jur-dnipro-zav.proza@kas-ua.com (із позначкою "Нобелівка").