В современных детективных сериалах появилось множество сюжетных, стилевых и технических элементов, ранее жанру не свойственных. Стремление заинтересовать зрителя вынуждает авторов находить новые методы повествования, изменять привычные образы главных героев и искать способы превратить очередной детектив в целое событие, которое будут обсуждать в течение долгого времени.

Беспрецедентный успех сериала «Настоящий детектив», который был показан на канале HBO, послужил поводом к началу разговоров о радикальной трансформации жанра как такового. Наряду с другими сериалами, среди которых «Декстер», «Ганнибал» и «Убийство», «Настоящий детектив» попал в новую волну детективных проектов, предлагающих свежий взгляд на устоявшиеся правила, глубокий психологизм сюжета, проработанные образы второстепенных персонажей и технические приемы, заимствованные из кинематографа.

Упор на психологизм выразился, прежде всего, в изменении характера главных героев детектива. В предыдущие десятилетия герой–детектив, как правило, раскрывался только со своей профессиональной стороны, а его индивидуальные черты и личная жизнь не менялись и оставались на периферии сюжета. О лейтенанте Коломбо из одноименного сериала известно только то, что он женат, о Джоне Манче из сериалов «Убойный отдел» и «Закон и порядок» мы знаем примерно то же самое, и на протяжении более десятка сезонов не меняются ни их характер, ни личная жизнь. В современных детективах судьба самого детектива становится отдельной, полноправной линией сюжета, которая развивается на протяжении

сезона или нескольких сезонов непрерывно, благодаря чему формат детективного сериала из вертикального трансформируется в горизонтально–вертикальный.


«Настоящий детектив» стал квинтэссенцией изменений и вобрал в себя большинство черт, присущих лучшим проектам в жанре современного детектива


Включение в сюжет сериала отдельной истории главного героя потребовало более внимательного отношения к его характеру, из-за чего образы детективов стали более индивидуализированы и наделены чертами, которые значительно отличают их от других людей. Прежде всего, многие из них асоциальны (доктор Темперанс Бреннан («Кости»), Декстер, детектив Раст Коул из «Настоящего детектива»), избегают общения с людьми, в то время как их коллеги из 1980-1990-х, напротив, чаще отличались высокой социальной активностью (как, например, детектив–серцеед Магнум). Но их неспособность выстраивать отношения с окружающими компенсируется незаурядными дарованиями. Если в предыдущие период сценаристов больше интересовал образ рядового детектива, то теперь главным героем чаще становится носитель какой–то суперспособности или специфических знаний, например в области судебной медицины. Альтернатива подобным героям — человек, попадающий в фантастические обстоятельства, как в сериале «Жизнь на Марсе», где персонаж оказывается в прошлом. В ставшем особенно популярным в последние годы «Докторе Кто» выполняются оба условия — супергерой в невероятных обстоятельствах, то же самое ожидается и в сериале «Готэм», который должен стартовать в осеннем сезоне.

Сегодня сложно найти детективный фильм или сериал, где главный герой не страдал бы каким-либо расстройством личности. Сценаристам часто приходится подстраиваться под требования рынка и учиться писать об эмоционально неустойчивых и странных людях. Персонажи криминальных сериалов как минимум страдают от навязчивых идей, а в крайних случаях могут находиться на грани нервного срыва. Подобных подход к раскрытию героев встречается как в «Настоящем детективе», так и в других сериалах, таких, как «Убийство на пляже», «Мост» и двух постмодернистских экранизациях произведений Артура Конан Дойла — «Шерлок» и «Элементарно».

 

Прежде абсолютно положительный герой перестал быть положительным: сценаристов все больше интересует, как добро и зло уживаются в одном человеке, поэтому ранее безупречная фигура детектива теперь наделяется отрицательными чертами и пагубными привычками: детективы нарушают протокол («Менталист»), страдают наркоманией («Элементарно», «Настоящий детектив», «Шерлок») и даже манией убийства («Декстер») или каннибализмом («Ганнибал»). Главный герой сериала «Ганнибал», детектив Уилл Грэм, раскрывает убийства, когда сам представляет себя на месте убийцы и совершает преступления в своем воображении. Меняются даже образы, которые считались традиционными на протяжении нескольких десятилетий: классический детектив-джентльмен Эркюль Пуаро в финальной серии последнего 13 сезона решается на убийство человека.

Изменения претерпел и образ антагониста. Вертикальный формат, характерный для сериалов предыдущих десятилетий, заменился вертикально-горизонтальным, когда на протяжении целого сезона главный положительный герой разыскивает главного отрицательного героя. Если раньше зло размывалось в лице десятков преступников, теперь сценаристы стали чаще вводить отдельного персонажа, преступления которого детектив раскрывает в течение нескольких серий и сезонов. Именно поэтому возникла потребность придумывать крепкий характер для злодея.

Но одного хорошо прописанного главного героя уже недостаточно для того, чтобы удержать зрителя надолго. Сериалам также требуется достаточно большое количество второстепенных персонажей, наделенных своими уникальными чертами и сюжетными линиями. Во многих детективных сериалах расследованиями занимается целая группа людей, а некоторые персонажи второго плана настолько хорошо проработаны, что даже получают свои собственные «сольные» спин–оффы. Так, авторы сериала «Декстер» заявили, что в скором времени может появиться новый проект об одном из второстепенных героев их хита, а на канале AMCготовится к выходу сериал про Сола Гудмана — адвоката из «Во все тяжкие».

Каналы идут на всевозможные эксперименты с жанрами. В эфире появляются всевозможные разновидности детективов — от мистических до иронических. Одни из них основаны на всем известных сказках, другие активно используют в повествовании фантастические элементы, а некоторые и вовсе представляют собой пародию на жанр в целом, как, например, еще один сериал HBO«Убить скуку», где главный герой, стараясь подражать своим любимым персонажам из книг, сам притворяется частным детективом. Популярность кинокомиксов побудила создателей телевизионных детективов запустить несколько экранизаций графических историй. Некоторые из них, как «Готэм», предоставляют зрителю возможность взглянуть на привычные истории под иным углом, глазами второстепенных персонажей, другие, как «Сорвиголова», являются более прямыми экранизациями с упором на детективную составляющую. Таким образом, каналы получают необычную смесь из фильмов про супергероев и традиционных процедуралов.

«Настоящий детектив» стал квинтэссенцией последних изменений и вобрал в себя большинство черт, присущих лучшим проектам в жанре современного детектива на телевидении. Во-первых, упор в сериале сделан не на само расследование, а на психологизм, благодаря которому зритель действительно сопереживает героям, даже в том случае, если они попадают в довольно стандартные для жанра ситуации

в довольно стандартные для жанра ситуации. Их характеры сложны, у каждого есть свои секреты, и именно их реакция на происходящие события становится главной движущей силой сюжета.


Ранее безупречная фигура детектива теперь наделяется отрицательными чертами и пагубными привычками


Во-вторых, на первый план в этом сериале выходит атмосфера, наполненная мистицизмом, породившим множество споров о природе главного антагониста — Желтого короля.

В-третьих, сериал очень похож на настоящее кино. Здесь примечателен новаторский подход авторов к самому производству: обычно сценарии к сериалам пишутся несколькими людьми в соавторстве, а снимают их разные режиссеры. Однако для первого сезона «Настоящего детектива» сценарий был полностью написан Ником Пиццолатто, а все эпизоды снял Кэри Фукунага. Проект является антологией, то есть на каждый сезон планируется отдельный сюжет. Близости к кинематографу также поспособствовало то, что проект снимался на пленку, Это помогло обеспечить соответствующее качество картинки.

Наконец, HBOудалось сделать из сериала настоящее событие, которое активно обсуждалось в интернете. Например, снятая одним планом сцена в четвертом эпизоде стала одной из самых длинных в истории телевидения и вызвала широкий резонанс среди зрителей. Люди, не знакомые с сериалом, решили тоже подключиться к просмотру, прочитав восторженные отзывы поклонников.

Спекуляции же на тему, кто в сериале является убийцей, не прекращались до самого выхода последнего эпизода: зрители выдвигали свои теории, находили разнообразные намеки авторов. В результате, интерес вокруг проекта поддерживался на протяжении всего времени его показа.

современным детективам приходится идти на различные уловки, демонстрировать особенности, на которые можно делать акцент во время планирования рекламной кампании: будь то развитие действия в реальном времени, антигерой в центре повествования или всем знакомый персонаж в новом окружении. Чтобы быть успешным в условиях сегодняшней конкуренции, детективу как жанру необходимо эволюционировать, предлагая все новые способы увлечь зрителя.

Найважливіше
з теорії детективу!

Знайомтеся з цікавими статтями і доповнюйте рубрику своїми теоріями та практичними історіями. Чекаємо на ваші листи за адресою: lit-jur-dnipro-zav.proza@kas-ua.com

Читати журнал "Дніпро" Статті

ОГОЛОШЕННЯ

До уваги передплатників!

Друкована та електронна версії журналу «Дніпро» виходять щомісячно!

Передплатити журнали можна:

на сайті:
www.dnipro-ukr.com.ua;

за телефоном:
(044) 454-12-80;

у відділеннях «Укрпошти».

ЦИТАТА ДНЯ

«Текст – це лише пікнік, на який автор приносить слова, а читачі – сенс»

(Цвєтан Тодоров)

УВАГА!!!

Пропонуємо всім охочим узяти участь у написанні літературно-критичних статей про нобелівських лауреатів.

Чекаємо на ваші роботи про Томаса Еліота до 31 липня 2016 року.

Найкращу статтю буде опубліковано на сторінках журналу.

Роботи надсилайте за адресою: lit-jur-dnipro-zav.proza@kas-ua.com (із позначкою "Нобелівка").